суббота, 10 декабря 2016 г.

Сильные. Книга 2. Черное сердце. Генри Лайон Олди » Бесплатная художественная и документальная литература, скачать книги, читать онлайн

Сильные. Книга 2. Черное сердце. Генри Лайон Олди » Бесплатная художественная и документальная литература, скачать книги, читать онлайн



https://i.livelib.ru/boocover/1002006716/o/71f9/Genri_Lajon_Oldi__Silnye._Kniga_2._Chernoe_serdtse.jpegТебя зовут Белый Юноша. Ты родился богатырем. А что? Обычное дело. Не ты
первый, не ты последний. Твою невесту похищает великан из Нижнего мира,
твою сестру похищает младший брат великана, тебе же предлагают в жены
сестру похитителей — скорее чудовище, чем женщину. Ведь семейная сага,
как говорит зрячий слепец Сарын-тойон, куда опаснее и подлее любых
сказаний о подвигах.





Новый роман Г. Л. Олди «Сильные» приглашает читателя в фантастическое
Трехмирье, где за ожившими легендами древности встает призрак «теории
времени» академика Козырева — живой легенды нашего века. «Черное сердце»
— вторая, заключительная книга романа «Сильные».
 
«Чёрное сердце» расшатывает мироздание героического эпоса ещё сильнее
и решительнее, чем «Пленник железной горы». Реальность во второй части
«Сильных» словно бы всё время мерцает, заставляя героев видеть
проступающий сквозь неё мир загадочного «эксперимента», в результате
которого выходцы из «учёного улуса» стали богами и демонами — айыы и
адьяраями — древнего мира. Спускается ли Юрюн Уолан за своей
возлюбленной Жаворонком в Нижний мир, камлают ли шаманки-удаганки Умсур и
Чамчай во время поединка своих братьев, участвует ли непобедимый Нюргун
с дырой вместо сердца в состязании женихов (традиционный мотив
архаических эпосов) — во все пиковые, эмоционально насыщенные моменты
повествования мироздание богов и героев как бы делает шаг в сторону,
открывая мир людей. Людей, решивших поиграть в богов.


В мире, где всё видимое настолько неустойчиво и зыбко, сложно найти
хоть какие-то опоры, чтобы совсем не тронуться умом, — а свой рассудок
молодой Юрюн Уолан, очень не желающий лишний раз «забоотуриться»,
превратиться в жизнерадостного балбеса-боотура, охраняет тщательно.
Положение Юрюна усугубляется тем, что он не помнит «прежней жизни», той,
что была до эксперимента. Юноша не понимает того, что пытаются
объяснить ему умные взрослые — главным образом дядя Сарын, «Первый
Человек», — но знает, что любит братьев и сестёр (всех, включая забытого
было Нюргуна), что ему дорога Жаворонок, что он вообще хорошо умеет
любить и очень плохо — врать и ненавидеть, даже если в качестве объекта
ненависти судьба пытается подсунуть уродливого демона-адьярая… И на эту
любовь Юрюн опирается во всех своих поступках, которые многим другим
героям — да и читателям — могут показаться нелогичными.


Удивительно, но Олди, кажется, впервые после «Одиссея, сына Лаэрта»
написали книгу о семейных ценностях — причём, как водится, без занудства
и морализаторства (хотя и с присущим им поэтическим пафосом). Сила
Юрюна и его семьи именно в том, что они семья. Их поступки не безупречны
— отцу и матери семейства, совершившим свою главную ошибку не в этом
мифологическом Трехмирье, есть за что упрекать себя, — но у них хватает
мужества бороться друг за друга, когда это необходимо. Недаром одна из
частей романа называется «Семейная сага».


Как это часто бывает у Олди, лирика побеждает физику: у истории
Нюргуна-боотура, его брата Юруна и других персонажей эпоса есть своё
завершение, но оно даёт мало ответов на вопросы читателей, разве что
туманные намёки. Мы мало что узнаем о сути загадочного «эксперимента по
Козыреву», о строении порождённой им «виртуальной реальности», — и, быть
может, это и логично, раз большая часть событий показана глазами Юрюна,
мальчика, родившегося и выросшего в мире мифа. Безусловно лишь то, что
этот мир не отпустит героя просто так — финал истории (как некогда —
финал истории Одиссея, сына Лаэрта) не получилось сделать стопроцентно
счастливым. Вполне вероятно, что кое-кого из читателей он разочарует. Но
что поделать — Олди ясно дали понять, что они никогда уже не вернутся к
тому, с чего начинали. «Сильные» определённо знаменуют новую
эволюционную ступень в развитии авторов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий